Ежегодная экскурсия на завод Stels
Ровно год назад, мы посетили Жуковский мотовелозавод (ЖМВЗ) — главную производственную площадку компании «Веломоторс», выпускающую квадрики, мотоциклы, скутеры и велосипеды под марками Stels и «Десна». Соблюдая добрую традицию, руководство компании снова пригласило журналистов мотоизданий к себе в гости, чтобы «отчитаться о проделанной за год работе». И надо отметить, рассказать и показать заводчанам действительно было что.
Знакомая уже ярко-синяя ограда территории завода и бело-синие корпуса цехов здорово выделяются из общего фона серого и скучного провинциального городка на западе Брянской области. Завод, выглядит графским замком — нарядным, чистым, вокруг которого выросли низкоэтажные и пыльные посады. Собственно, так оно и есть, только на современный лад. Город Жуковка вырос вокруг единственного крупного градообразующего предприятия — велозавода. После распада Союза, завод, как и многие предприятия, пришел в запустение, цеха раздали в аренду под склады, рабочих разогнали. В общем, обычная история начала 90-х. «Веломоторс» выкупил «останки» предприятия и фактически выстроил завод заново.
В прошлом году часть производства располагалась в старых корпусах с непрозрачными от пыли окнами и облупленной штукатуркой, однако через год «пережитков прошлого» осталось совсем не много. Отстроено несколько новых цехов. Один площадью 3200 м2, второй — 11500 м2 (тут нет ошибки — одиннадцать с половиной тысяч «квадратов»!). На подходе еще один корпус примерно такой же площади — обещают сдать строительство к весне.
За год введено в строй почти полсотни единиц нового оборудования. Штамповочные автоматы, термопласт-автоматы, автоматические сварочные комплексы, на которых в полностью автоматическом режиме варятся рамы для квадроциклов и великов. Теперь мощность производства велосипедов составляет полмиллиона штук в год. Серьезная заявка на лидерство!
Освоен полный цикл производства пластиковых деталей облицовок для квадриков а также иных пластиковых деталей квадров и снегоходов от оснований сидений до бензобаков.
Кстати, о снегоходах. Год назад, когда мы гуляли по заводу, на стапелях стояла первая предсерийная партия снегоходов Stels 800 «Росомаха». К моменту нашего приезда этой осенью забитого снегоходами склада мы не увидели. Ответ на наш вопрос «а где?» дал директор компании А.Ю. Ночевкин: «первая серийная партия снегоходов в количестве 1200 штук уже распродана». По его словам, за снегоходами «Росомаха» выстроилась очередь. «Живых» сноумобилей у многих нет даже в шоурумах. Сметают все! Замечу, что для российского рынка снегоходов цифра «1200» действительно огромная. Для совершенно новой машины, увидевшей свет только в середине прошлого года, это потрясающий результат. Для справки: в 2012 году в России было продано всего около 15 000 снегоходов всех фирм и производителей. Stels умудрился сделать почти 10% уже к концу осени, то есть в начале сезона. Есть с чем поздравить.
Пока что отложены на неопределенный срок модификации снегоходов с двухтактным двигателем (прототипы которых мы испытывали в прошлом году), однако идет работа и в этом направлении. Кстати, было очень приятно видеть, что на серийных снегоходах, стоящих на конвейере, исправлены конструктивные недочеты, на которые наша группа журналистов указывала в прошлом году.
Главной интригой посещения завода стал абсолютно новый квадроцикл, заявленный как полностью «наш». Беседа с руководителем завода заняла у нас почти три часа, и в основном речь шла именно о новой машине.
Александра Юрьевича завалили вопросами: зачем, какой смысл изобретать «велосипед», насколько это экономически оправдано, ведь в купить в Китае — дешевле и так далее. Позиция руководителя и совладельца оказалась довольно простой, но начал он свою речь немного издалека. В данный момент по заказу «Веломоторс» некая японская компания (название не было озвучено в связи с коммерческой тайной) занимается разработкой двигателя для Stels. Вернее, двигатель уже разработан, сейчас идет отладка производственного процесса. Этот мотор, двухцилиндровый впрысковой четырехтактник жидкостного охлаждения, уже устанавливается на «Росомахи». Скоро вариант этого мотора поселится в раме того самого «своего» квадроцикла, который будет презентован весной на выставке Мотопарк в «Крокус Экспо».
Идея разработки собственного мотора (а в дальнейшем и целой линейки двигателей) пришла по многим причинам. Многие европейские производители двигателей попросту отказываются продавать свои моторы «стелсу» по одной простой причине: их же движки стоят на брендовой технике из Канады и США. «Большие братья» попросту не позволяют работать с кем-то еще — конкуренция. А с китайскими поставщиками проблема всегда одна — качество. Г-н Ночевкин приводил и такие примеры, когда братья-китайцы гнали 100% брак и комплектующие, не соответствующие техническим условиям, прописанным в контрактах. Словом, обжегшись один раз, фирма не хочет повторять ошибок и укреплять имидж производителя некачественной техники.
Чуть позже нам предоставили возможность опробовать прототип нового квадроцикла в деле на импровизированном полигоне на территории завода. Разумеется, первым делом мы изучили двигатель.
Сразу стало ясно одно — образцом для двигателя Stels послужил движок Rotax, «прописанный» на квадриках BRP. Что ж, с одной стороны, старая «китайская» история — взять у японцев и срисовать. С другой — зачем «изобретать велосипед»? 800-ка Rotax — прекрасный мотор, современный и обладающий достаточной мощностью и надежностью. При всем при этом, сказать, что движок — точная копия «ротакса», никак нельзя. Сходство налицо, но очевидно, что Rotax был взят за основу, но не слепо скопирован.
Японцы, разрабатывающие мотор и линию его производства, готовят полный комплект документации, отлаживают производственный цикл, выпускают опытную партию в несколько тысяч штук, после чего производственная линия полного цикла «переезжает» в цеха завода в Жуковке. Относиться к такому заимствованию можно по-разному, однако факт остается. У «стелса» есть собственный двигатель. Рамы, подвеска, пластик, рули, органы управления... все основные элементы квадроцикла будут или производиться непосредственно на заводе, или заказываться у ведущих производителей. Однако таких деталей не много. Резина, электроника, да, пожалуй, и все. Остальное — наше, российское.
Сам квадроцикл нам представили в «засекреченном» виде. Предсерийный образец, полностью «раздетый», и даже без приборной панели. Вместо пластика — подкрылки от «Газели». Дизайн новой машины держится в строжайшем секрете до официальной премьеры (кстати, внешний вид аппарата разрабатывали в собственном дизайн-бюро, расположенном в Ижевске), а вот технические особенности мы смогли изучить.
Итак, «новый русский» обут в огромные колеса Godzilla, правда, заводчане признались, что грязевые катки поставили специально, чтобы в процессе испытаний максимально увеличить нагрузку на ходовую часть. В базе будут стоять более привычные 14-дюймовые диски. Подвеска — независимая на А-образных рычагах. Тормоза — гидравлические на каждом колесе. Привод на колеса тоже классический — задний постоянный, без дифференциала, передний подключаемый, с принудительной электрической блокировкой диффа.
Квадрик имеет два посадочных места с весьма комфортным сиденьем и роскошной спинкой для пассажира. Высокий «рогатый» руль «заточен» под езду в стойке. Сорокалитровый (!) бензобак расположен в хвостовой части машины, под пассажирским сиденьем, а в фальшбаке, перед пилотом, расположен эйрбокс. По сравнению с обычным расположением воздушного фильтра под седлом, такое решение заметно повышает глубину преодолеваемого брода и, как следствие, общую проходимость. Естественно, аппарат оборудован электроусилителем рулевого управления, так что извечная стелсовская проблема с дубовым рулем решена радикально.
На ходу аппарат оказался очень плавным и комфортным. Амортизаторы показались излишне мягкими — аппарат заметно раскачивает на неровностях, однако нас заверили, что на серийной машине будут стоять иные амортизаторы, и проблема уйдет. Двигатель показался нам недостаточно мощным для своего рабочего объема, однако и тут у заводчан нашлось объяснение. На прототипе двигатель целенаправленно «задушили».
Конечно, такое первое знакомство с прототипом машины нельзя назвать полноценным тестом, но вполне можно составить общее впечатление. Машина получилась очень комфортной и послушной. Можно даже утверждать, что аппарат вышел на голову выше любой из моделей Stels, выпускавшихся до сих пор. Удивила и цена, которая не поднимется выше отметки в 260-270 тысяч рублей.
Словом, мы с нетерпением будем ждать весны, когда квадрик официально представят публике, и обязательно протестируем серийный аппарат.
Однако на этом сюрпризы не закончились. Помимо 800-ки, на тест выкатили и еще одну машину — Stels ATV600Y. На первый взгляд, этот «квадрат» мало чем отличается от снятой с производства модели HiSUN ATV500H, которую «Веломоторс» собирал из китайских комплектов, однако сходство только внешнее.
По утверждению производителя, практически все комплектующие произведены на территории России, за исключением двигателя и трансмиссии. Движок по прежнему родом из Поднебесной, однако к фабрике HiSun он не имеет никакого отношения (правда, и тут заводчане отказались назвать производителя, мы же визуально определить «родословную» мотора не смогли). По словам г-на Ночевкина, в этом году в Россию квадрики HiSUN будут поставлять около 10 компаний, как под оригинальным названием, так и под собственными брендами. Однако китайские двигатели не обладают должным уровнем надежности. Именно для этого все посадочные места нового квадрика Stels ATV600Y идентичны «хайсановским». И новый движок Stels можно будет вживить в раму «китайца». Большинство остальных деталей не взаимозаменяемы. Переработаны и усилены поворотные кулаки, в конструкции используются только японские подшипники Koyo.
Конечно, назвать этот аппарат полностью отечественным получается с натяжкой, но глобализация и аутсорсинг берут свое, а главное в этой модели то, что разработкой, и подбором комплектующих занимались в конструкторском бюро «Веломоторс». Это не просто отверточная сборка того, что прислали китайцы в коробке. По заверению производителя, во время испытаний квадрик прошел 8000 километров без единой поломки. Что ж, осталось дождаться сезона и испытать новую «шестисотку» в деле. Кстати, прайс на новую машину более чем гуманный. Машина поступит в розницу за вполне конкурентоспособные 195 000 рублей.
С одной стороны, глядя на то, какими темпами развивается производство, сколько вкладывается денег в закупку нового оборудования, строительство цехов, глядя на запуск собственного дизайн-бюро и конструкторского бюро, на цели, которые ставит перед собой фирма, и на успехи, которых уже удалось добиться, можно делать более чем положительные прогнозы. «Веломоторс» уже давно вышел из «младенческого» состояния «отверточного» производства, однако сейчас мы наблюдаем огромный качественный скачок в развитии фирмы. Собственные, разработанные с чистого листа модели техники, постоянная работа над повышением ее качества и стремление уйти от зависимости от внешнего мира говорят о том, что рано или поздно машины из Жуковки займут достойное место среди оппонентов.
С другой стороны, скепсис, касающийся радужных перспектив надежности и качества новых моделей Stels, не покидает разум. Ведь чудес не бывает. В общем, внутренняя борьба не прекращается ни на минуту. И разрешить этот внутренний спор можно только одним образом: ждем начала сезона и проводим тест-драйвы с пристрастием обеих новых моделей в условиях, как мы любим, «приближенных к боевым».