Феникс
Сегодня эти велосипеды, скутеры, квадроциклы и мотовездеходы можно встретить практически на всей территории бывшего Союза. Но так было далеко не всегда.
Все начиналось 14 лет назад, на еще дымящихся развалинах Советской империи. В 1998 г. в подмосковных Люберцах был организован первый небольшой цех по сборке детских велосипедов, а уже в 2004 г. недалеко от поселка Кубинка ввели в эксплуатацию полноценный завод по производству двухколесной продукции. Еще через два года был заложен первый камень в фундамент второго велопредприятия в станице Крыловская Краснодарского края (сегодня здесь собирают мотоциклы и скутеры). А в 2008 г. произошло, на мой взгляд, знаковое событие: «Веломоторс» приобрел старейшее российское велопроизводство в г. Жуковка Брянской области. Почему знаковое, спросите вы? Я думаю, все вопросы отпадут сами собой в конце моего повествования.
Производство в Жуковке существует с «доисторических» времен. Доподлинно известно, что около 1880 г. управляющий князя Тенешева построил здесь небольшой чугунолитейный завод, работавший на древесном угле и привозной руде. Во время Первой мировой войны на мощностях пред- приятия ремонтировали армейские гужевые повозки, а с приходом советской власти на территории завода был образован Жуковский механический обозный завод. В начале Великой Отечественной войны все производство было эвакуировано в Пензенскую область, а территория завода за годы оккупации была превращена в руины. После войны предприятие полностью восстановили и перепрофилировали из обозного в машиностроительное. А с мая 1961 года здесь наладили выпуск культового советского велосипеда «Десна». Завод процветал, за все время его существования было выпущено около 17 миллионов единиц двухколесной техники! Но в лихие перестроечные девяностые он опять пришел в полнейшее запустение, и к 2008 году в штате осталось лишь четыре человека.
Разруха, долги, банкротство — все это досталось новым хозяевам «в нагрузку» к обветшалым производственным корпусам и окончательно устаревшему парку оборудования. Но владельцы компании рук не опустили и, засучив рукава, принялись в рекордные сроки приводить в порядок свое новое беспокойное хозяйство. В течение двух лет на реконструкцию завода было затрачено около 10 млн евро! Были отремонтированы цеха, установлено новое технологическое оборудование, и в 2009 году 28 июля с конвейера сошел первый собранный в Жуковке квадроцикл.
Пожалуй, самая долгожданная и обсуждаемая новинка от «Веломо- торс» —первый утилитарный снегоход Stels. Он так же, как и новый UTV 800 Dominator, будет оснащаться V-образным 800-кубовым 4-тактным мотором с системой жидкостного охлаждения. На снегоходе будет установлена «мощная» гусеница длиной 3970 мм и шириной 600 мм, которая должна будет обеспечить машине неплохую проходимость. А мощный и тяговитый двигатель позволит с легкостью везти двух седоков и буксировать тяжелые нарты. У будущего покорителя заснеженных российских просторов — передняя телескопическая подвеска с ходом 150 мм и гусеница с высотой грунтозацепов 2 см, которые обеспечат снегоходу хорошую проходимость. Рассчитанный на 45 л топливный бак позволяет преодолевать внушительные расстояния без дозаправки. Оснащению новинки могут позавидовать и иные более маститые снежные машины: электростартер, спинка сиденья, фаркоп, подогрев рукояток, подогрев курка «газа», высокое ветровое стекло, лебедки!.. А главное, что практически все, кроме силовой установки и некоторой оснастки, произведено в России, из отечественного сырья.
Впервые на предприятии я побывал ровно два года назад (см. «Моторевю» № 11/2010). И уже тогда масштабы реконструкции завода меня сильно… удивили. Поскольку затраты на организацию производства и капитальный ремонт никак не вязались с тогдашним «отверточным» реноме компании. Вокруг «Веломоторс» и Stels всегда витало множество слухов и порой просто нелепых домыслов.
Скажу честно, тогда, два года назад, я ожидал увидеть на территории завода неопрятный сарай и уроженцев Центральной Азии, собирающих из грязных машинокомплектов очередные «отечественные» квадроциклы. Но в сборочных цехах было на удивление чисто, «южан» на территории завода не наблюдалось, а наряду с «отверточной» сборкой в соседних помещениях вовсю работали сварочные и окрасочные линии, готовившие собственные рамы для ATV!
Позже, на дилерской конференции, слушая речь одного из владельцев компании, Александра Юрьевича Ночевкина, о планах развития производства, меня не покидало ощущение, что все это больше похоже на социалистические лозунги, чем на реальные обещания. С трибуны рисовались радужные картины: полный переход на отечественное сырье, производство собственной трубы для изготовления рам и изготовление пластиковых деталей (от облицовок и защитного пластика до бензобаков и сидений) и, наконец, самое фантастическое — отливка алюминиевых деталей двигателей и в перспективе — производство полностью отечественной четырехтактной силовой установки для квадроциклов и UTV. И как следствие — первый полностью российский квадроцикл и снегоход, произведенный «до последнего болта» в нашей стране! В общем, очень похоже на советскую браваду в стиле «пятилетка за два года», не правда ли?
Но, приехав в Жуковку еще раз, удивлению моему не было предела. Конечно, кто-то мои слова сможет истолковать исключительно как поток лести в адрес «Веломоторса», но любой мало-мальски технически подкованный человек, скорее всего, меня поймет. За последние два года на заводе произошли просто революционные изменения.
Самое заметное событие — запуск собственного трубопрокатного стана, который из листового железа, поставляемого Новолипецким металлургическим комбинатом, изготавливает тонкостенные электросварные трубы сортаментом от 16 до 50 мм и толщиной от 0,7 до 2 мм. Совершенно естественно, что, имея свою трубу, производство рам для велосипедов переехало в Жуковку. Для снижения затрат на логистику велосипеды собираются здесь же и комплектуются всеми необходимыми запчастями и механизмами, после чего и оправляются к своему потребителю. Причем тут велосипеды, спросите вы? Да именно за счет неизменного спроса на них и большой популярности «Веломоторс» имеет возможность сдерживать ценник на свою техническую продукцию на вполне «подъемном» для российского потребителя уровне.
Из этой же самой трубы здесь теперь производят рамы квадроциклов и снегоходов. Сварка конструкций осуществляется японскими роботами и практически полностью автоматизирована. Порошковая окраска на самом современном оборудовании, современные сборочные конвейеры. Я просто не верил своим глазам! На «сладкое» техногурманам оставлю три полноценно работающих термоустановки для литья пластиковых деталей и станок для выдувания крупноформатных деталей внешней облицовки.
Помимо этого: реально существующая и запущенная в эксплуатацию литейная установка для изготовления деталей из алюминия, конвейерные «ветки» для сборки скутеров и квадроциклов, полностью подготовленная к работе линия для выпуска первого снегохода Stels… И все это за каких-то два года! Вы не находите, что все вышеперечисленное не очень походит на «отверточное» производство или мифические лозунги советской эпохи? Да, пока российского двигателя мы не увидели, но, судя по динамике развития предприятия, подозреваю, что в самом ближайшем будущем «Веломоторс» нас очень сильно удивит.
В самом ближайшем времени в модельном ряду мотовездеходов Stels появится новый флагман. В производство готовится Stels UTV 800 Dominator. Основное отличие от своих коллег по бренду — новая силовая установка: новинка будет оснащена мощным «низовым» 800-кубовым V-образным 2-цилиндровым двигателем с системой непосредственного впрыска топлива. Вездеход будет оснащаться вариаторной трансмиссией с возможностью подключения полного привода и блокировкой межосевого дифференциала. У Dominator полностью независимые двухрычажные подвески, гидравлические тормозные механизмы и большой бензобак на 27 л. И традиционно богатое для техники Stels оснащение.
Конечно, техника, выпускаемая компанией сегодня, не может похвастаться безупречным качеством, идеальным гарантийным сервисом и поражающими воображение техническими характеристиками. Но, как говорится, «не ошибается тот, кто ничего не делает». На мой взгляд, даже в сего- дняшней непростой экономической ситуации этим людям удалось то, чего не смогли достичь даже структуры, имеющие серьезную государственную «покрышку». У них (компании «Веломоторс») получается делать собственный, по-своему оригинальный и самобытный продукт, по качеству стремительно догоняющий лучшие, пусть пока и азиатские образцы техники.
Я уж не говорю про новые рабочие места, общее развитие производства и миллионы рублей отчислений, уходящие в государственный бюджет! Хотелось бы верить, что это очередное возрождение из пепла Жуковского мотовелозавода станет последним в его непростой судьбе.